- ПЕРВИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ РАБОТНИКАМ
-
ПЕРВИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ РАБОТНИКАМ — основной компонент амбулаторно-поликлинической помощи. В Люблянской хартии по реформированию здравоохранения, принятой Европейским региональным бюро ВОЗ в 1996 г., определено, что одним из основополагающих факторов реформирования здравоохранения должна быть ориентация на первичную медико-санитарную помощь как главенствующую в процессе оказания медицинской помощи службами здравоохранения на всех уровнях. От состояния амбулаторно-поликлинической помощи, в т. ч. П. м. п. (на уровне которой осуществляется основной объем профилактической деятельности, начинается и завершается лечение около 80% населения, обращающегося за медицинской помощью), зависит эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала страны, а также решение большинства медико-социальных проблем, возникающих в системе отношений "государство — работодатель — работник".
П. м. п. р. оказывается на муниципальном уровне лечебно-профилактическими учреждениями вне зависимости от ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, осуществляющими медицинское обеспечение пациентов на постоянной основе по месту проживания или в соответствии с договором обязательного медицинского страхования и имеющими соответствующую лицензию. К таким учреждениям относятся фельдшерские и врачебные здравпункты, врачебные амбулатории, медико-санитарные части и поликлиники.
В соответствии с действующими нормативами врачебные здравпункты организуются для медицинского обеспечения не менее 1 200 работников, фельдшерские — не менее 500 работников. При организации здравпунктов для медико-санитарного обеспечения подземных работ, геологоразведочных, разведывательных и изыскательских партий и экспедиций численность работников может быть меньшей.
Самостоятельно хозяйствующие субъекты вправе учреждать ведомственные врачебные и фельдшерские здравпункты вне зависимости от общей численности работающих, принимая на себя ответственность за финансовое и иное ресурсное обеспечение. Эти указанные учреждения или подразделения организуют свою деятельность в соответствии с законодательной и нормативной правовой базой в части здравоохранения и охраны труда. Методические и контрольные функции по отношению к ним осуществляются системами здравоохранения, лицензирования, налоговыми, финансово-экономическими и иными службами в пределах компетенции.
Режим работы здравпунктов устанавливается учредителем с учетом режима работы хозяйствующего субъекта. Финансирование здравпунктов осуществляется за счет средств учредителей, обязательного медицинского и социального страхования и иных не запрещенных законом источников. Деятельность здравпунктов направлена на профилактику общей и профессиональной заболеваемости и производственного травматизма, снижение трудопотерь по этим причинам, сохранение и укрепление здоровья работников.
На должность врача здравпункта принимается специалист, получивший высшее медицинское (и дополнительное профессиональное) образование в соответствии с требованиями по специальности "Терапия" и имеющий подготовку (и соответствующий сертификат) по охране здоровья работников (профпатология или экспертиза профпригодности).
На должность фельдшера здравпункта принимается специалист с высшим медицинским образованием по специальности "Сестринское дело" или со средним специальным медицинским образованием по специальности "Лечебное дело" и получивший сертификат специалиста.
Деятельность специалистов здравпунктов включает:
проведение анализа состояния здоровья работников, особенно лиц, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами;
участие в разработке и реализации (совместных с заинтересованными службами хозяйствующего субъекта) мер по снижению воздействия повреждающих производственных факторов на здоровье работников;
проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий по снижению трудопотерь, сохранению и укреплению здоровья работников;
организацию и оказание первой медицинской помощи на рабочем месте при травмах и неотложных состояниях;
обеспечение своевременного направления больных и пострадавших на производстве на консультацию и лечение в соответствующие лечебно-профилактические и реабилитационные учреждения;
групповое и индивидуальное гигиеническое консультирование работников с учетом специфики производственных факторов и состояния здоровья;
формирование мотивации здорового образа жизни;
повышение ответственности граждан за свое здоровье и здоровье членов семьи;
проведение периодических медицинских осмотров работников и экспертизы профессиональной пригодности в пределах компетенции;
проведение экспертизы временной нетрудоспособности в установленном порядке;
проведение лечебных и реабилитационных мероприятий, в т. ч. по рекомендации учреждений здравоохранения и органов государственной медико-социальной экспертизы;
осуществление (в пределах компетенции) контроля за выполнением работодателями норм и требований к условиям труда и быта на производстве, допуском к профессиональной деятельности во вредных и тяжелых УТ работников в соответствии с медицинскими заключениями.
Организация и оказание П. м. п. р. в полном объеме осуществляется в поликлинических учреждениях или подразделениях с привлечением всей медицинской документации пациента. Основными функциями амбулаторно-поликлинического учреждения по медицинскому обеспечению работников являются:
осуществление постоянного медицинского наблюдения за состоянием здоровья работников, включающего в себя контроль за воздействием факторов риска общих и профессиональных заболеваний, целевое гигиеническое воспитание, привитие навыков здорового образа жизни, проведение общеоздоровительных и целевых профилактических мероприятий с целью снижения неблагоприятных воздействий;
рекомендации по профессиональной ориентации с учетом состояния здоровья;
проведение предварительных при поступлении на работу (учебу) и периодических медицинских осмотров в соответствии с установленными регламентами и экспертизы профпригодности;
направление в центры профпатологии субъекта РФ для проведения углубленных медицинских обследований и осуществления экспертизы профпригодности в соответствии с установленными регламентами; дообследования в связи с наличием подозрения на профзаболевание; осуществления экспертизы связи заболевания с профессией и направления в органы государственной медико-социальной экспертизы; обследования перед переосвидетельствованием в органах государственной медико-социальной экспертизы;
проведение мониторинга за развитием отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, их течением;
проведение диспансерно-профилактических и лечебно-реабилитационных мероприятий на индивидуальном и групповом уровне;
диспансерное наблюдение за пострадавшими от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, их лечение и медико-социальная реабилитация по заключению органов государственной медико-социальной экспертизы;
оказание плановой и неотложной медицинской помощи в условиях амбулаторно-поликлинического учреждения и на дому;
направление на консультацию или госпитализацию для проведения лечения.
Амбулаторно-поликлиническое учреждение (или подразделение) несет ответственность в установленном законом порядке за выполнение в полном объеме функций по медицинскому обеспечению работников. Контроль за деятельностью амбулаторно-поликлинического учреждения по медицинскому обеспечению работников осуществляют: ведомственный — органы управления здравоохранением РФ; вневедомственный — лицензионные органы, органы и учреждения медицинского и социального страхования, финансовые, налоговые, судебно-следственные и иные организации в установленном законом порядке.
Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2007.